Евгений Степанищев

Это мой персональный дневник. Пишу, по большей части, про историю, свою жизнь и немного про программирование.

Звук с поверхности Венеры

Панорама, принятая со станции «Венера-9» с предварительной обработкой на ЦВМ. Снизу видны край платформы спускаемого аппарата и прибор — измеритель плотности грунта

Что-то заинтересовался исследованием поверхности Венеры и с удивлением узнал, что несколько аппаратов советской миссии на Венеру записывали звук с этой планеты. Это достаточно редкое явление, — как-то не балуют нас исследователи других миров звуками из космоса.

А тут звук с Венеры, наверное самой экстремальной планеты, на которую когда-либо приземлялись наши аппараты.

Звук был записан и передан аппаратом «Венера-14» в 1982 году, на борту которого имелся микрофон в составе прибора «Гроза-2». Микрофон был специально спроектирован для использования на этой планете и при наземных испытаниях оставался работоспособными при температуре 800°К.

К сожалению, из-за большого объёма информации, который надо было передать на Землю за короткое время, звук был передан не как есть, а в виде кривой, описывающей частоту и уровень громкости. Далее он был восстановлен по известным характеристикам атмосферы Венеры.

Небольшой фрагмент я прикрепил выше. Что же там слышно? Звуки пиропатронов, бурильного устройства и венерианского ветра.

Сложности проверки версий

Случайно обратил внимание какое-то время назад, что у меня на сайте почему-то перестало проигрываться аудио в формате MP3 в «Опере», моём основном браузере. Никак не доходили руки разобраться, но в эти длинные праздники я всё-таки докопался до сути. Суть оказалось смешной до нелепого.

Дело в том, что в движке, который я использую для своего дневника, для проигрывания аудио используется библиотека «Жуэль», а её текущая версия, в свою очередь использует старую версию библиотеки «howler.js», в которой есть вот такой код:

self._navigator = (typeof window !== 'undefined' && window.navigator) ? window.navigator : null;
var checkOpera = self._navigator && self._navigator.userAgent.match(/OPR\/([0-6].)/g);
var isOldOpera = (checkOpera && parseInt(checkOpera[0].split('/')[1], 10) < 33);

Проблема в регулярном выражении OPR\/([0-6].) и в версии «Оперы». Недавно версия перевалила за 100 и эта регулярка, вместо корректного номера, стала возвращать «10».

Из-за этого третья строка считает мою «Оперу» слишком старой (потому что 10 меньше 33), чтобы поддерживать проигрывание файлов MP3.

Заменил у себя на сайте howler.js на актуальную версию и всё заработало. Заодно предложил патч в «Жуэль», надеюсь примут оперативно.

Немецкая божья коровка

На 1 Мая были в гостях у тестя за городом, шашлыки жарили. Пока прогорали дрова, мы с дочкой шатались по огороду и присматривали материал для исследования под микроскопом. В итоге заболтались и ничего не собрали, но в процессе поисков я сфотографировал одну необычную в наших краях божью коровку, потому что внезапно вспомнил, что в моём детстве таких называли «немецкими».

Вроде даже не обязательно таких, а любых отличающихся от стандартной формулы «красный фон, чёрные точки». Почему мы их называли именно «немецкими», я не помню, в памяти что-то брезжит, но не различить. То ли неясные фантомные воспоминания, то ли действительно кто-то мне рассказывал какую-то логику.

Если вы знаете в чём тут дело, расскажите, мне интересно.

«Немецкая» божья коровка. Правда вместо «божья коровка» мы говорили «бабка-коробка»

Жёлтый экран

Я не видел целиком фильм «Мэри Поппинс» 1964 года, но с отрывками из него знаком. Честно сказать, не обращал должного внимания на этот фильм, но теперь хочется посмотреть. Дело в том, что он снят с помощью утерянной технологии, которую лишь недавно удалось повторить.

Для совмещения изображения актёров с нарисованными героями в нём была использована двойная экспозиция плёнки, но ни синий, ни зелёный экран не используются. Дисней снял этот фильм используя натриевые лампы с жёлтым свечением и специальную призму, которая разделяла световой поток на две части.

На «Ютубе» есть видеоролик парней, которые смогли повторить эту технологию. По их утверждению, это даёт куда лучшее качество картинки для полупрозрачных объектов — таких как вуаль на шляпки Мэри Поппинс или размытых в движении.

Музыкальный фильм «Мэри Поппинс» 1964 года, снятый на «жёлтом экране»

Перенос Whatsapp с Huawei на Xiaomi

Кратко: нужна версия WhatsApp из AppGallery, далее история копируется через само приложение

Завершил я эпопею переноса данных с «Хуавэя» на свежекупленный «Сяоми». Напомню, что у меня возникли сложности с переносом истории «Вотсаппа».

Я перебрал множество рецептов по переносу, найденных в интернете, за исключением покупки программ. Ценник там негуманный, а у меня есть сомнения, что они нормально работают — на любую из них много плохих отзывов.

В итоге удалось перенести встроенными средствами «Вотсаппа». Но (НО!) чтобы перенос заработал, пришлось установить на «Сяоми» магазин приложений «Хуавэя» — App Gallery и попробовать поставить «Вотсапп» оттуда. На это решение меня натолкнула строчка, которую я где-то прочитал, что перенос возможен только между одинаковыми операционными системами.

Я подумал, что может быть создатели «Вотсаппа» в непостижимой своей логике считают операционные системы на «Хуавэе» и «Сяоми» настолько принципиально разными, что не дают копировать историю с одной на другую. Тогда, если очень повезёт, клиент поставленный на «Сяоми» из магазина «Хуавэя», возможно, не заметит подмены производителя смартфона и даст мне скопировать требуемое. Так и случилось.

Перенос WhatsApp

Недавно перешёл со смартфона «Хуавэй» на «Сяоми» (купил Сяоми 14 Ультра). Как я уже писал, очень сильно устал от шаманства с установкой приложений на «Хуавэе», да и других проблем хватало. В общем, перешёл. Перешёл, да не совсем.

День потратил на то, чтобы сконфигурировать новый смартфон так как я привык, установить всё нужное и восстановить или ввести везде пароли. Всё прекрасно заработало, тот же «Телеграм» бодро скачал свою историю, а вот с «Вотсаппом» снова начались проблемы.

Когда несколько лет назад переходил на «Хуавэй», способ, который предлагался в тогда интернете, предполагал, что у обоих смартфонов есть сервисы «Гугла». К сожалению, на «Хуавэе» они отсутствуют, так как «Гугл» наложил на эту компанию санкции.

Пришлось перетаскивать всё вручную — я взял файлы «Вотсаппа» из хранилища одного смартфона и подложил их в нужное место на другом смартфоне.

К сожалению, на «Сяоми», кажется, придётся перейти тем же способом. Если верить интернету, «Вотсапп» придумал за прошедшее время несколько хороших способов для переноса истории, но если верить своим глазам, то ни один из них не работает.

Если не рассматривать покупку специализированных приложений, то предлагается два способа: либо привязать новое устройство как вспомогательное, либо воспользоваться функционалом переноса чатов из приложения.

Первый способ плох тем, что передаётся не вся история — там какой-то срез, кажется только за последний год. Второй у меня просто не работает — на «Хуавэе» я легко нашёл пункт «Перенос чатов», но на «Сяоми» не удаётся найти ничего, чтобы их принять, несмотря на то, что я делаю всё по инструкции.

Придётся вспоминать что я там куда подкладывал.

Добавлено: в отдельном абзаце я хочу «похвалить» гениальное приложение «HiSuite» при помощи которого приходится работать с файлами хуавэевских смартфонов. Приложение, где пункт меню «копировать» не копирует на компьютер, для этого нужно файл «экспортировать».

При этом у экспорта нет прогресс-бара, файл просто появляется на диске компьютера сразу и постепенно увеличивается в размерах.

Ещё круто, что на размер, который показывает приложение ориентироваться нельзя — файл, у которого «HiSuite» показал размер 6,9 ГБ, на диске занял 7,39. В общем, пришлось дождаться момента, пока размер файла не перестал меняться. Очень удобно.

Интерфейс работы с файлами хуавэевского приложения «HiSuite»

Исторический вандализм

В прогулках по городу я всегда максимально сосредоточен на городской среде — глаза ощупывают асфальт, столбики, стены зданий и так далее. Вдруг под ногами окажется крышка столетнего люка, а на стене — дореволюционное кирпичное клеймо?

Меня все эти милые детали очень радуют, я постоянно нахожу что-то подобное, фотографирую и выкладываю у себя на сайте.

Иногда расширяю тематику, потому что случайно начинаю обращать внимание на что-то ещё, то, на что раньше внимания не обращал. Почему-то какие-то детали до времени ускользают от меня, я не догадываюсь, что на них тоже было бы интересно смотреть.

В последней своей прогулке с друзьями по этому интересу, мы нашли кое-то новенькое — отметины на кирпичах, сделанные в 1940-х годах. Я окрестил это «историческим вандализмом», потому что это вандализм и есть, но сейчас он уже часть истории.

Как я сейчас понимаю, я их видел и раньше, но по какой-то непонятной причине не включал их в сферу своих интересов. Теперь буду.

Кирпич с процарапанной надписью «20/Ⅳ-48». г. Казань
Кирпич с процарапанной надписью «1941 год 1941 г». г. Казань

Зелёные номера в Китае

Один из друзей сейчас в Китае, прилетел на какую-то отраслевую выставку. В Китае в первый раз и одна из вещей, которая его удивила, — что у электромобилей и гибридов специальные зелёные номера. Прислал мне фотку. Сказал, что для чего такие номера выдаются он не знает.

Легко догадаться, что зелёные номера должны давать какие-то преимущества, но какие? В интернете пишут — даёт право использовать автобусную полосу и нет запрета на использование автомобиля в определённые дни. По последнему пункту, думаю, нужны пояснения — в Китае настолько плотное автомобильное движение, что есть ограничение на то, когда можно использовать машину. Иначе инфраструктура не выдерживает.

Зелёный номер автомобиля в Китае

Землянка и любовь к истории

Когда знакомые узнают, что мне очень нравится «трогать историю руками» — забираться в заброшки, находить на кирпичах клейма, выкапывать что-то из земли и так далее, многие интересуются откуда у меня такие интересы.

Когда-то я думал, что это всё во мне появилось недавно, но чем больше проходило времени, чем больше я понимал, что это всё родом из детства.

Я родился в Лениногорске, где, к сожалению, со стариной было туговато. Но, как я сейчас понимаю, всё детство я старательно цеплялся за то немногое, что хоть с какой-то натяжкой можно назвать «историей».

Например, я безумно обрадовался, когда рядом с рекой, куда я любил бегать в детстве, нашёл полуобвалившуюся землянку. Мы даже постарались откопать её с моей одноклассницей. Землянка для меня означала старину. Почему-то я нафантазировал себе, что в ней наверняка жили солдаты в Великую отечественную, не зная, что бои так далеко вглубь страны не заходили.

В реальность меня вернула мама, рассказав, что землянку устроили какие-то рабочие. Подробностей я уже не помню, тем более, что они мне были не особо неинтересны.

Примерное место на «Яндекс.Картах», где находилась землянка; виден участок реки, остальная часть теперь под землёй

За всё детство таких эпизодов было несколько — как я нашёл на деревенской свалке угольный утюг, как с восторгом рассматривал какую-то старинную газету дома у дяди Саши — друга моих родителей, как выпрашивал у бабушки отцовскую «полтину» и ещё парочка.

В общей куче других моих увлечений это были немногочисленные разовые эпизоды, поэтому я их не сразу вспомнил и объединил в систему. Но теперь понимаю, что их было так мало не потому что история мне была интересна меньше, чем что-либо ещё, а просто потому, что мне негде было с ней сталкиваться.

Иногда любопытно пошёл бы я в айти, если бы родился в городе с историческими развалинами — Самаре или Саратове, например. Может стал бы историком?

Как вспомнить забытое слово

У всех, наверное, бывает ситуация, когда забываешь самое простой слово, иногда даже очень часто используемое? Ну вот вылетает из головы. Что вы делаете в этой ситуации? У меня есть собственный способ, который у меня придумался сам собой. Я им часто пользуюсь.

В общем, когда я забываю слово, я его представляю. Ну или представляю предмет с нужной характеристикой. А потом просто смотрю на получившуюся картинку и называю предмет или свойство. Почему-то это работает.

А недавно я подумал — все ли люди делают так же? Или есть другие способы? Может быть есть люди, у которых вообще никакого способа нет? Как у вас?

Ранее Ctrl + ↓