Ничто так не возмущает русского обывателя, как неоспоримые свидетельства его рабской покорности — и на востоке Украины, и на постсоветском пространстве в целом. События в Киеве высветили эту фундаментальную проблему нашего народа ослепительно ярко. Не замечать ее более невозможно, и это приводит обывателя в бешенство, бьет по самооценке, выталкивает из зоны комфорта.
Поляризация френдленты в оценках Майдана достигла эпических масштабов. Причем люди делятся не на сторонников и противников украинского протеста. Они делятся на тех, кто верит в возможность и необходимость «добиваться освобожденья своею собственной рукой» — и тех, кто не верит.
Последние, как правило, верят в заговоры. Это удобно, поскольку не подразумевает активности. И чем глобальнее тайная закулиса, дирижирующая событиями на улице Грушевского, тем больше оснований сидеть на диване.
Это гораздо более фундаментальное явление, чем оценка текущих событий. Это жизненная позиция, феномен культуры и идентичности. «В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы. Не ходите дети в Африку гулять». Рано или поздно нам, русским, придется заняться обустройством собственной страны, которая — это очевидно — становится все менее пригодной для жизни. Но как мы это будем делать, если архетип национального поведения – это Сергей Юрьевич Беляков, «который очень любит разговаривать с телевизором»?
Обратите внимание – русский по преимуществу юго-восток Украины не навязывает Януковичу встречную повестку. Не организовывает свой собственный протест (подневольные «антимайданы» в поддержку мироеда Януковича не в счет). Не мобилизуется ради изменения или защиты чего бы то ни было – сближения с Россией или социальных благ. Он предпочитает ждать отмашки от начальства. Причем от любого начальства: для этих людей, как и для подавляющего большинства граждан РФ, все решается в столице.
Проханов у Соловьева на канале «Россия-1″ рассказывал, как побывал на Майдане: пассионарность, признает он, невероятная. Потом он же проехал по восточной Украине, поговорил с руководителями крупных предприятий, работающих с Россией, с технической интеллигенцией. И отметил пассивность, смерти подобную: «Ой, да это все политика. Да мы тут вне политики, да мы тут работаем, страну кормим», — говорили его собеседники. Имперец и почвенник, Проханов, по сути, признал, что восток Украины (а значит и русские) – это люди, лишенные субъектности, с которыми можно делать все, что угодно.
Сегодня мэр моего родного Севастополя г-н Яцуба провозглашает «Третью оборону» города от якобы наступающих на «украинский город русской славы» бандеровцев. Он выставляет на подступах милицейские блок-посты. Но это все — пока Янукович на месте. Я почему-то уверен, что мэр возьмет под козырек любой группировке, которая захватит власть в Киеве.
Если Янукович падет, я не удивлюсь, что власти и милиция юго-востока Украины тут же вывесят черно-красные флаги ОУН. А послезавтра, выслуживаясь перед новыми хозяевами, с таким же рвением начнут разгонять ими же самими устроенные «антимайданы». На примере Севастополя я наблюдаю эти метаморфозы уже много лет. Вот лишь самый яркий пример: при Ющенко местная милиция блокировала воинские части ЧФ России, задерживала флотские грузовики и отпущенных в увольнение российских матросов. А сейчас по приказу начальства они перекрывают въезды в город, чтобы «не пустить бандеровцев». Заметьте: делают это, по сути, одни и те же люди.
...